История компании
В 2001 году постановлением Правительства РФ была утверждена «Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте», которая предполагала создание пригородных пассажирских компаний. 28 июня 2005 года во исполнение постановления по решению руководства Свердловской железной дороги (СвЖД) была создана Свердловская пригородная компания (СПК) в форме открытого акционерного общества. Генеральным директором был избран Шнейдер Максим Александрович. Компания начала работу по договору аутсорсинга с СвЖД.
31 августа 2005 года Свердловская пригородная компания совместно с СвЖД запустила проект «городской электрички» в Екатеринбурге, который позволил горожанам перемещаться на пригородных поездах по городу, минуя пробки. В первый год эксплуатации «городской электричкой» пользовались около 3,8 тыс. пассажиров в день. В дальнейшем популярность данного вида транспорта заметно выросла.
В октябре 2005 года в штат Свердловской пригородной компании были приняты более 300 проводников пассажирских вагонов, переведенных из ОАО «РЖД».
4 августа 2006 года СПК получила лицензию на осуществление перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом. Компания вошла в тройку предприятий, первыми получивших такую лицензию на территории РФ, наряду с Центральной пассажирской пригородной компанией и ОАО «Волгоград-пригород».
31 июля 2007 года был запущен в эксплуатацию рельсовый автобус РА-2 сообщением Екатеринбург – Челябинск.
1 октября 2008 года пригородные поезда, курсирующие по территории Свердловской и Тюменской областей, переходят в управление Свердловской пригородной компании.
14 октября 2008 года был открыт новый маршрут пригородного сообщения «Экспресс Кольцово», связавший Екатеринбург и аэропорт Кольцово. Протяженность маршрута составила 21 км.
В августе 2009 года компания начала установку терминалов самообслуживания для оформления билетов на пригородные поезда.
1 января 2010 года Свердловская пригородная компания начала перевозочную деятельность в пригородном железнодорожном сообщении на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.
30 июля 2010 года СПК впервые в России открыло продажу билетов через Интернет на пригородные поезда повышенной комфортности. Компания также приступила к внедрению собственной разработки – Автоматизированной системы управления пригородной пассажирской компанией (АСУ ППК). Она создана для автоматизированного учёта перевозок в единой базе в режиме онлайн.
В августе 2010 года исполняющим обязанности генерального директора избран Дмитрий Логинов. Прежний генеральный директор компании – Максим Шнейдер – приказом Президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина был назначен на должность руководителя структурного подразделения холдинга – Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом (ЦОПР).
1 января 2011 года Свердловской пригородной компании были переданы функции перевозчика пассажиров на территории Челябинской, Курганской и Оренбургской областей.
25 мая 2012 года Евгений Геннадьевич Савостин избран генеральным директором Свердловской пригородной компании.
3 августа 2012 года впервые в Свердловской области установлена автоматизированная пропускная система на станции ВИЗ (турникетный комплекс).
25 января 2013 года Свердловская пригородная компания на территории Свердловской области запустила пилотный проект по безналичной форме оплаты проезда в пригородных поездах.
В феврале 2013 года Свердловская пригородная компания ввела в эксплуатацию турникетные комплексы на станциях Оренбург и Челябинск.
10 июня 2013 года на вокзале Екатеринбург-Пассажирский установлен первый в Свердловской области терминал самообслуживания с модулем безналичной оплаты. Терминал работает по принципу банкомата: пассажир вставляет карту, вводит пин-код и производит оплату проездного документа.
В январе 2014 года отправились в первый рейс два дизель-электропоезда ДТ-1, приобретенных Свердловской пригородной компанией за счет собственных средств.
5 ноября 2015 года при поддержке СвЖД и Правительства Свердловской области на маршрутах Екатеринбург – Нижний Тагил и Екатеринбург – Каменск-Уральский были запущены инновационные электропоезда ЭС2Г «Ласточка». В январе 2016 года электропоезда «Ласточка» были запущены на маршруте Екатеринбург – Кузино.
8 августа 2016 года Свердловская пригородная компания запустила мобильное приложение «Пригород» на всем полигоне присутствия: Свердловской, Тюменской, Курганской, Челябинской, Оренбургской областях и ХМАО-Югре.
В январе 2017 года компания выпустила карту «Сопровождающий», дающую гражданам, встречающим или провожающим пассажиров пригородных поездов , возможность , проходить на платформы о.п. ВИЗ и станции Челябинск, доступ к которым ограничен турникетными линиями (автоматизированными системами контроля проездных документов).
В июне 2017 года произошла смена наименования. ОАО «Свердловская пригородная компания» переименовано в АО «Свердловская пригородная компания».
С 1 октября 2017 года запущена вторая пара пригородных поездов на направлении Тюмень — Тобольск. Новый поезд отправляется из Тюмени утром и прибывает обратно вечером, что удобно для однодневных туристических поездок.
2 декабря 2017 года состоялся торжественный запуск первого в России горнолыжного мультимодального маршрута Челябинск — Миасс — ГЛК «Солнечная долина». Перевозки осуществляются в зимний период по выходным и праздничным дням электропоездом повышенной комфортности с увязкой времени его прибытия на железнодорожный вокзал Миасс и пересадкой на автобус, следующий до курорта и обратно.
С 14 по 28 июня 2018 года для перевозки болельщиков во время проведения в Екатеринбурге матчей Чемпионата мира по футболу FIFA 2018™ на Свердловской железной дороге введено дополнительно 74 рейса пригородных поездов на 5 направлениях. 46 дополнительных рейсов с использованием электропоездов «Ласточка» были назначены на маршруте Екатеринбург-Пассажирский — Аэропорт «Кольцово». В электропоездах для удобства пассажиров установлен Wi-Fi.
7 июля 2018 года на маршруте Тюмень — Тобольск запущены новые вагоны, оформленные в туристических брендах «Императорский маршрут» и VisitTyumen. Подвижной состав оборудован в соответствии с современными требованиями комфорта: все вагоны оснащены удобными креслами с персональными аудиомодулями и розетками, системами кондиционирования воздуха, экологически чистыми туалетными комплексами, информационными табло, аппаратами раздачи питьевой воды.
15 августа 2018 года на Свердловской железной дороге совершил поездку трехмиллионный пассажир скоростного электропоезда «Ласточка». Молодая мама Светлана Фокина приобрела счастливый билет на поезд № 7065 сообщением Екатеринбург — Нижний Тагил через мобильное приложение «Пригород». В поездку она отправилась вместе с сыном Артемием.
С 1 августа 2018 года на всей сети железных дорог России произведен переход на указание местного времени прибытия и отправления поездов.
7 мая 2019 года совершил поездку 4-миллионный пассажир, купивший билет на скоростной электропоезд «Ласточка» в Свердловской области. Студентка Валерия Макарова приобрела счастливый билет на поезд №7088/7090 сообщением Екатеринбург – Талица. Поездки на скоростной электричке она совершает еженедельно.
3 августа 2019 года для удобства гостей и участников международного джазового фестиваля UralTerraJazz в Камышлове назначены дополнительные пригородные поезда Екатеринбург – Камышлов и обратно. Впоследствии проект стал ежегодным.
26 июня 2019 года через Автоматизированную систему управления пригородной пассажирской компанией (АСУ ППК) оформлен миллиардный билет. Покупка зафиксирована в пригородной компании «Черноземье» (осуществляет пригородные железнодорожные перевозки на территории Воронежской, Белгородской, Курской, Липецкой, Тамбовской областей).
С 11 августа 2019 года электропоезда «Ласточка» начали курсировать между Екатеринбургом и Серовом регулярно два раза в неделю.
В сентябре 2019 года генеральным директором компании назначен Роман Бараковских.
21 октября 2019 года количество приобретенных билетов на поезда Свердловской пригородной компании через мобильное приложение «Пригород» превысило 1 миллион.
26 декабря 2019 года на Свердловской железной дороге совершил поездку пятимиллионный пассажир скоростного электропоезда «Ласточка». Екатерина Кюснер приобрела счастливый билет на поезд №7063 сообщением Екатеринбург – Нижний Тагил накануне вечером и отправилась сегодня вместе с сыном.
5 ноября 2020 года на направлении Челябинск – Магнитогорск начали курсировать скоростные электропоезда «Ласточка».
21 февраля 2020 года начал курсировать туристический брендированный пригородный поезд Екатеринбург-Алапаевск в рамках проекта «Императорский маршрут».
10 января 2021 года на СвЖД начали курсировать современные рельсовые автобусы РА-3 «Орлан».
17 апреля 2021 года пригородные поезда «Ласточка» начали курсировать в сообщении Нижний Тагил – Екатеринбург – аэропорт Кольцово.
16 ноября 2021 года новым генеральным директором Свердловской пригородной компании назначен Павел Кутловский. Соответствующее решение принял Совет директоров компании на заседании 10 ноября.
1 мая 2022 года начал курсровать новый пригородный поезд из Екатеринбурга до популярного туристического объекта Свердловской области – природного парка «Оленьи ручьи» (о.п. Бажуково) сообщением Екатеринбург-Пассажирский – Михайловский Завод.
4 августа 2022 года на маршрутах в Челябинской области начал курсировать новый комфортный электропоезд ЭП2Д.
11 ноября 2022 года начали курсировать регулярные пригородные поезда сообщением Челябинск – Екатеринбург. На рейсах используется современный рельсовый автобус «Орлан».
17 октября 2022 года начали курсировать регулярные электропоезда «Ласточка» из Екатеринбурга в Красноуфимск.
2 сентября 2022 года запущены регулярные электропоезда «Ласточка» из Екатеринбурга в город Качканар.
1 декабря 2022 года запущен пригородный поезд до Верхней Пышмы. Ранее на участке Екатеринбург-Пассажирский – Верхняя Пышма перевозка пассажиров не осуществлялась.
С 20 января 2023 года назначены в ежедневное курсирование скорые пригородные поезда «Ласточка» сообщением Екатеринбург – Серов – Бокситы (город Североуральск).
24 февраля 2023 года в Екатеринбурге начал действовать единый городской тариф, который позволил совершать поездки в черте города на пригородных поездах по единому тарифу.
4 мая 2023 года пригородные электропоезда «Ласточка» в Свердловской области перевезли 10-миллионного пассажира (с момента начала курсирования на СвЖД). Счастливый билет на скоростной электропоезд №7063 сообщением Екатеринбург – Качканар приобрела студентка Дарья Громозова.
17 июня 2023 года начал курсировать новый летний пригородный поезд Оренбург - Илецк-1 для поездок в выходные дни до популярного курорта «Соленые озера».
6 октября 2023 года начал курсировать российский электропоезд новой модификации ЭП2ДМ. Первую поездку поезд совершил по маршруту Ишим – Тюмень.
28 декабря 2023 года в Свердловской области начал курсировать современный электропоезд «Финист». В первый рейс поезд отправился по маршруту Екатеринбург - Каменск-Уральский.
1 января 2024 года расширена зона единого городского тарифа для поездок в пригородный поездах на территории Екатеринбургской агломерации. В перечень станций и остановочных пунктов, объединенных единым тарифом, попадают еще 12 станций.
1 июля 2024 года на межрегиональном маршруте Челябинск – Курган начал курсировать новый подвижной состав – современный российский электропоезд ЭП2Д.
25 июля 2024 года запущены ежедневные беспересадочные маршруты из Екатеринбурга в Нижнюю Туру и Лесной.
11 августа 2024 года запущены регулярные пригородные поезда по маршруту Екатеринбург-Пассажирский – Ирбит – Туринск-Уральский.
С 14 декабря 2024 года начал работу новый горнолыжный мультимодальный маршрут с использованием пригородного железнодорожного транспорта. Он связал Челябинск, Чебаркуль, Миасс и Златоуст с горнолыжным курортом «Завьялиха» (г. Трехгорный)
15 декабря 2024 года электропоезд «Финист» начал курсировать по маршруту Челябинск – Екатеринбург.
Компания продолжает работать над повышением качества предоставляемых услуг, а также создания комфортной среды пассажира в поездке.